Форум Лады Лузиной

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум Лады Лузиной » КИЕВ МИСТИЧЕСКИЙ » Ведьмы.


Ведьмы.

Сообщений 1 страница 21 из 21

1

Киевские ведьмы

Предыстория

«…Ведь у нас в Киеве все бабы, которые сидят на базаре, – ведьмы».
Н. Гоголь. «Вий».

       С упадком роли волхвов в XI-XII в.в. выдвигается «исконная носительница тайных знаний» – женщина. Ведовство же становится семейным, домашним. Ведьма – буквально «ведающая женщина». Особенно «славятся» своими последователями Тьмы белорусское Полесье и Карпаты. На Полесье существуют отдельные села, более чем на половину состоящие из ведьм и колдунов. В Карпатах при слиянии различных этнических культур возникло множество сильных магов.
        Согласно поверьям женщина становится ведьмой, поддавшись уговорам или угрозам Сатаны. При этом она добровольно вступает в контакт с бесовскими сущностями и становится одержима злым духом. Колдовская сила могла быть как врожденной – доставшейся в наследство от матери-ведьмы, так и приобретенной – от ведьмы, которая перед смертью передала наследнице свои знания. Часто ведьмы передают свое мастерство своим невесткам.
        О том, как совершается сама передача дара, свидетельств практически нет. Единственное такое описание относится к 1786 г. и принадлежит раскаявшейся колдунье с. Глотово Вольской округи, Саратовского наместничества. Она показала, что с пяти лет осталась только с бабкой: «И у той своей жила я более десяти лет… до смерти ее не знала, что она колдунья… А с полгода хворавши, призвала, будучи наедине, меня и говорила мне... На что я, по глупости, бывши тогда пятнадцати лет, согласилась. И она мне тогда говорила и учила меня отрекаться сперва от земли, от лесу, от отца и матери, и от Бога. А вышедши из избы в сени со мною, та бабка моя велела мне стать от сенных дверей налево, почему я и стала. А бабка, взявши с полу старую неведомо какую, будто бы круглую щепку, кинула мне под ноги, на кою я и стала». После того как девица приняла посвящение, ей стали являться духи, которые служили прежде ее бабке.
        Колдун, когда отрекается от Бога, снимает с шеи крест и прячет его под правую пятку; кладет икону на землю вниз ликом и становиться на нее ногами, чтобы затем в таком положении говорить богохульные клятвы, произносить заклинания и выслушивать все руководящие наставления сатаны. Лучшим временем для этого, конечно, считается глубокая полночь, а наиболее удобным местом – перекрестки дорог – излюбленное место нечистой силы.
        Иногда ведьм считали подчиненными старшему, «сильному» колдуну. Существуют упоминания и о старшей, главной ведьме. По рассказам сторожилов, избенки колдунов обычно маленькие – в одно окошечко, ютятся на самом краю деревни, и двери в них всегда на запоре. Днем колдуны спят, а по ночам выходят с длинными посохами, у которых на концах железные крюки.
      Врожденные ведьмы считались не столь опасными, как «наученные». Врожденные обычно занимались доением чужих коров, тогда как наученные изводили скот и людей. Склонность ребенка к колдовству могла быть вызвана неправильным поведением родителей: например, если мать кормила ребенка грудью «три Большие пятницы», то есть большее двух лет, или когда мать и ребенок были рождены вне брака.
        Сельские ведьмы любят портить соседскую скотину и забирать у коров молоко. Считается, что в присутствии ведьмы женщины не могут напрясть достаточно пряжи, поскольку вся нить уходит на колдовское веретено. Еще говорят, что ведьмы могут задерживать дождь, производя таким образом засуху или насылать на поля тучи с градом.
        Особо опасной считалась ворожба на гороховом стручке с девятью горошинами  – средство, перед которым никто не мог устоять. Ведьме, для проказ необходимы: нож, шалфей, рута, высушенная шкура. А также кровь и когти черной кошки, убитой на перекрестке. Бывало, что ведьмы пили кровь кукушек, чтобы видеть будущее. Существовало даже своеобразное пособие – «Гадание по отклику зозули» («зозуля» – укр. кукушка).
        Вот как кается душа ведьмы после смерти (записана этнографом А. Валовым в Пошехонье, Ярославской губернии):

«От коровушек молочко отдаивала,
Промеж межи полоску прожиновала,
От хлебушка спорынью отымывала».

        Похожею исповедь можно найти в книге Ф. Селивановой «Стихи духовные» (М., 1991):

«Смалешеньку дитя своего проклинывала,
В утробы младенцы запорчивала,
Мужа с женой я поразваживала,
Свадьбы зверьями оборачивала».

      Среди крестьян упорно ходят слухи об «испорченных» свадьбах. Жених с невестой, их родственники и приглашенные гости начинают выть, гавкать и мяукать. Часто ведьмы сознательно привлекают духов одержимости, которые становятся их слугами.
        Иногда ведьма превращается в хорька, чтобы ночами душить в соседских хлевах птиц. Но чаще всего в сорок, собак, желтых кошек и свиней. Одну такую свинью на Брянщине били чем ни попало, но кочерги и ухваты отскакивали от нее, как мячик, пока не запели петухи.
        Крестьяне пытаются поймать оборотня на месте преступления и изуродовать, отрезавши ему ухо, нос, или сломавши конечность. После того в деревне обыкновенно не замедлит обнаружиться баба с подвязанной щекой, или прихрамывающая на ту или иную ногу.
        Особенно опасны ведьмы в большие ежегодные праздники. У восточных славян временами их активности считалась ночь на Ивана Купала. По преданию, в это время ведьмы должны искупаться в воде, чтобы набраться сил. Основная цель сложного комплекса купальских обрядов состояла в том, чтобы найти и уничтожить нечистую силу (ведьму или колдуна), угрожающую благополучию общины. Ведьмы также несли угрозу в праздники Благовещения, Пасхи, Троицы, Рождества, а у западных славян – в дни Святых Яна, Люции, Петра и Павла, Зеленых святок, а также в Вальпургиеву ночь (накануне первого мая). Название произошло от совпадения с празднованием 1-го мая памяти св. Вальпургии – покровительницы морских путешествий, сестры св. Видибальда, канонизованной в 778 г. Считается, что именно в эту ночь духи и демоны ближе всего к человеку, нужно только грамотно воспользоваться этим. А седьмого июля ведьмы любят посещать кладбища.
        Немецкие ведьмы и колдуны собирались в Вальпургиеву ночь на г. Брокен, французские – на холме Бютт-Шомон, британские – на руинах Стоунхенджа, славянские – на Лысой горе под Киевом. В древней Руси ведовские процессы возникли уже в XI в., вскоре после утверждения христианства. В древнейшем юридическом памятнике – «Уставе князя Владимира о церковных судах» ведовство, чародейство и волхвование отнесено к числу дел, которые разбирала и судила православная церковь. В памятнике XII в. «Слово о злых дусех», составленном митрополитом Кириллом, также говорится о необходимости наказания ведьм и колдунов церковным судом. Летопись отмечает, что в 1024 г. в суздальской земле были схвачены волхвы и «лихие бабы» и преданы смерти через сожжение. Их обвинили в том, что они виновники постигшего суздальскую землю неурожая. В 1071 г. в Новгороде казнили волхвов за публичное порицание христианской веры. Так же поступили и ростовцы в 1091 г. В Новгороде после допросов и пыток сожгли в 1227 г. четырех «волшебников». С XV века преследование волхвов и колдуний только усилилось. В 1411 году в Пскове во время моровой язвы сожгли живыми «12 вещих женок», потом массовое сожжение людей произошло в Новгороде. В грамоте царя Михаила Федоровича (1613-1645) упоминается баба-ведунья, которая наговаривала на хмель с целью навести на Русь «моровое поветрие». В XVII в. в связи с расколом внимание было переключено на еретиков. Протопоп Аввакум писал: «В Боровске Полиекта священника и с ним 14 человек сожгли. В Нижнем человека сожгли. В Казани 30 человек. В Киеве стрельца Илариона сожгли».
        Из предания о казни колдуньи: «...Взявши они старуху, вывезли в поле, там вырыли глубокую яму, наклавши в оную дров, зажгли огнем; на оной бросили старуху, которая превратилась в гады: из нея поползли жабы, черепахи, змеи, лягушки, мыши и тому подобныя гадины в немалом количестве, которых народ сделанными из березовых ветвей метлами срывали в яму». В 1666 г. запорожский гетман И. Брюховецкий велел сжечь шесть ведьм, якобы напустивших чахотку на него и его супругу. Когда по приговору сельской общины жгли избу ведьмы, оттуда слышался лай, крики и непонятные голоса. В Украине ведьмам чаще всего отсекали голову, заменяя жестокую смерть от огня на более «гуманную» – от меча или топора.
       В 1833 г. в с. Полорожное Чигиринского уезда долго не было дождя, и старейшины решили, что воду «держат» ведьмы. Поскольку ведьм в лицо не знали, – топили всех: от трехлетних девочек до древних старух.
       Особо опасными считались группы ведьм, объединенных общей целью. В 1753 г. в с. Щуровчики (Кременецкий уезд) за детоубийство была задержана некая Евка Станориха. Под пытками она показала, что в соседнем с. Дунькивци живут четыре ведьмы. Они никогда не действуют по одиночке, а только сообща. В 1730 г. Николай Яривонович с Олики (Киверцивский р-н Волинской обл.) жаловался, что в соседнем доме постоянно собираются ведьмы. Однажды он даже видел, как они голышом разгуливали по саду.
      Считалось, что с ведьмами постоянно боролись ведьмаки. Эти колдуны также сражались с мертвецами на кладбищах, не позволяя им покидать могилы. Ведьме иногда удается оседлать человека и он, увлекаемый чарами, возит ее на своем горбу до упаду. О подобных проделках бесовщины на Руси знали давно. Так в одном селе жила бабка Наташка Мещерякова, умеющая в оборотня перекидываться. Идет человек поздно вечером через село, а за ним собака гонится. Прыгает прохожему на спину, передними лапами шею обхватывают, а задними по земле волочит (из архива этнографа В. Харитоновой).
        В середине прошлого века в Киевской обл. в одном из сел в р-не Дымера неизвестное существо террорезировало местных жителей. Бывало идет человек поздно вечером, как вдруг нечто возьми – и прыгни ему на спину. Крестьянин с перепугу носился по всему селу, пока «нечистый» не спрыгивал. Но вот попался смельчак – здоровый детина, да как сгребет с плеч «лукавого» и грохнет оземь. К утру увидали, что это мальчонка был – любил кататься на испуганных односельчанах. Говорят, что после удара о землю маленький шутник так и не оправился.
       Ведьма обычно умирает очень тяжело, испытывая страдания всех своих жертв, которым нанесла вред. Часто не может умереть вообще, пока не передаст кому-то свои знания. Отяжелевшая от грехов душа ведьмы не может пробиться сквозь крышу – в таких случаях ее разбирают или прорубают. В конце августа 2006 г. по украинскому телевидению (канал ICTV) был показан сюжет об убийстве колдуна. В одном из украинских сел отчаявшаеся родня наняла убийц, чтобы рассправиться со своим стариком-колдуном. Не смотря на сильные травмы головы и продолжительное удушение, ведьмак все не умирал. Наемные убийцы (молодые супруги) забыли последовать совету родственников жертвы – пробить отверстие в целлофане, одетом на голову колдуна.
      Свидетельство Елены М.: «Весной 2006 года в киевский институт имени Шалимова привезли необычную бабку. Не смотря на то, что ее пульс и сердцебиение уже не отмечались, старуха переодически с хрипом продолжала хватать воздух. Так продолжалось больше недели, пока кровать с умирающей не решили поставить у открытого окна, а дверь в палату закрыть. Через полчаса «ведьмы» не стало».
        Экспедицией РГГУ в Каргополье (Архангельская обл., Россия) был зафиксирован обычай, когда к животу умирающего подносили деревяное веретено. Больной исповедовался в своих тяжких грехах, после чего веретено ломали. Тут же душа грешника покидала тело.
        Сербские крестьяне утверждали, что колдунья перед смертью не может говорить – только лает, блеет, мекает, как животное. Видимо, подчиненные ей ранее духи одержимости, выходят из под контроля и поражают свою хозяйку. Облегчить участь колдуньи может окуривание дымом кипарисового дерева. Колдунов бьют настолько сильные судороги, что они не умирают на лавке или на полатях, а непременно около порога или под печкой. Умирающих чародеев, по поверьям, окружает целый сонм чертей. Иногда из дома умирающей ведьмы разбегаются подчиненные ей бесы, приняв облик кошек или зайцев.
       НЛО и всякую нечисть всегда привлекала энергетика кладбищ. Привлекают массовые захоронения, возможно, и ведьм. В 1747 г. у с. Лиснивцы (Волынская обл.) двое детей мельника Ивана Бутелюрица заметили, как Марушка Петрикова и Иваниха Мельничка зачем-то лежат на кладбище. Дети прибежали к отцу и рассказали ему об увиденном. Вскоре разгневанные односельчане схватили «ведьм» и повели их в управу. Спустя несколько дней у одного из сыновей Бутелюрица отнялись ноги и руки. Ни Иван, ни его дети не были причастны к аресту женщин, но Петрикову и Мельничку обвинили в колдовстве, так как они видели детей на кладбище и могли предположить, что именно они позвали людей.
      Большую опасность несут захоронения ведьм и колдунов. Говорят, что ведьмы после смерти покидают могилы, чтобы мстить своим врагам. Так, над могилой одной колдуньи наблюдался зеленый мерцающий туман, обволакивающий танцующую женскую фигуру, состоявшую из этого же тумана, только более сконденсированного. Археолог Ю. Шилов однажды столкнулся с подобным явлением. При срезании верхнего слоя одного из курганов обнаружилось старое христианское кладбище XVII – начала XIX вв. Затем бульдозерист Б. Опрышко разрыл еще одну могилу за пределами старого кладбища. Это было захоронение старой женщины, возле головы которой стоял горшок с углями. Ночью Бориса разбудил стук в окно и женский голос, позвавший его по имени. Испуг сменился страным недомоганием. Следующую неделю бульдозерист работал в соседнем карьере. Неожиданно его руку, управлявшую рычагом, неведомая сила рванула в сторону. Бульдозер резко развернулся и полетел вниз с уступа. С незначительными ушибами Борис попал в больницу, и казалось, что все закончилось благополучно. Но спустя несколько дней Б. Опрышко неожиданно скончался от внезапной остановки сердца. По словам Ю. Шилова, вскоре на раскопках погиб мальчишка из ближайшего села.
        По поверьям сибирских народов огромной силой обладают могилы шаманов. Они защищают своих сородичей и не подпускают к себе огонь лесных пожаров. Осквернение подобных захоронений также очень опасно. Однажды один подвыпивший «смельчак» пришел к могиле шамана, умершего в первой половине XIX в. и начал сквернословить в его адрес. После этого весьма «мужественного» поступка мужчина сошел с ума. В одном улусе вода смыла часть холма и обнажила останки человека в дохе (шубе). Один человек, который хотел с близкого расстояния увидеть останки шамана, через день утонул.
        В одном селе, когда хоронили злого колдуна, крестьяне не заметили, как его дочь, слепо повинуясь воле умершего, положила в могилу пучок свежесжатой ржи. Сейчас же после этого грянул гром, нашла грозовая туча с градом, и побила полевые посевы. С тех пор каждый год в день похорон этого колдуна ненастье уничтожало урожай. Отчаевшиеся крестьяне решили всем селом разрыть могилу и вынуть гнилой пучок. Когда рожь сожгли – ненастья прекратились.
        Вот байка, рассказанная киевским магом Раокриомом (И. Мехедой). Много десятилетий назад в одной из деревень Киевской обл. умерла ведьма. В ее доме на краю селения прогнила крыша и начали обрушиваться кирпичи. Группа детей любила собираться в подвале ведьминого дома и играть в карты. Проигравших запирали в темный подвал сроком на 2 часа. Однажды один из проигравших начал страшно кричать. Открыли дверь и обнаружили, что мальчик стоял возле стены мертвый с остекленелыми глазами. Его руки оказались вмурованными в стену. Создалось такое впечатление, что стена размягчилась, руки в нее проникли, а затем стена опять затвердела.
        В старину успехи в военных кампаниях и на государственной службе часто связывали с колдовством. Блестящая карьера киевского воеводы А. Киселя породила в городе слухи, что мать его была ведьмой. Но главным героем всевозможных слухов являлся Богдан Хмельницкий. Польские авторы тех времен писали, что украинский полководец держит в своем войске ведьму Марусю, с которой он советуется перед каждой битвой. Именно она предсказала гетьману поражение во время осады Замостя (

Отредактировано Нина (2011-07-23 01:28:12)

+1

2

Шабаши

        По преданию, на Петров день (Петровки, Разговины) 30 июня (ст. ст.) ведьмы со всей Украины слетались на шабаш на Лысую гору в Киеве А простым киевлянкам позволялось немного отвести душу на своих мужьях и побеситься. От мужчин в этот день требовалось беспрекословное выполнение женских капризов (А. Макаров. Малая энциклопедия Киевской старины. – К., 2005).
       Излюбленными днями шабашей являются 2 февраля, 30 апреля (Вальпургиева ночь), 23 мая (Зилот-день), 22-23 июня (летнее солнцестояние), 7 июля (Иван-день) и 31 октября. Но в принципе шабаши могут справляться и в любую другую ночь, за исключением воскресной. Традиция отмечать два раза в год ключевые природные праздники пришла к нам от кельтов. Это два равноудаленных и противоположных друг от друга в календаре праздника – Вальпургиевая ночь и Хеллоуин.
В начале февраля отмечали также Сретенье – окончание царства Тьмы и пробуждение природы. Для кельтов 1 мая (Белтейн) знаменовало наступление периода времени «большого солнца» – «пробуждение» природы, достигающего максимума в середине лета. Раньше дата вальпургиевой ночи не была точной – ее отмечали, когда отцветал боярышник.
        Спустя месяц после праздника летнего солнцестояния отмечали праздник урожая – Ламмас (1 августа), засыпание природы. Ночь перед 1 ноября (Хеллоуин) знаменовала наступление зимы. Это древний праздник мертвых и последний день в году с самой низкой точкой зимнего солнцестояния. Начинается самый мрачный период года – царство Скорпиона, знака, наиболее близкого к Тьме.
Ведьмы очень ревностно охраняют тайну своих полетов. Проникший в их секреты храбрец может поплатиться жизнью – ведьмы высосут во время сна его кровь. Готовясь к полету, ведьма снимает свою рубаху, смазывает тело особой секретной мазью, ставит на огонь в печь горшок с какой-то жидкостью и когда последняя начинает закипать, она, схватив помело или кочергу, улетает на ней в трубу вместе с парами.
        Вера в полеты на колдовские сборища сформировалась в конце XVI в. В 1570 г. в Фриули (Сев. Италия) инквизиция проводила процесс над benandanti («благоидущими»). «Белые колдуны» рассказывали, что при смене времен года они впадали как бы в летаргию. Одни из них (обычно мужчины) говорили, что во сне они сами (или их души), отправлялись сражаться в дальние поля с ведьмами и злыми колдунами. Эти воображаемые сражения велись из-за плодородия земель. Другие (главным образом женщины) уверяли, что во сне они (или их души) присутствуют на шествиях мертвецов. Инквизиторы же постарались вырвать у benandanti признание в том, что они-то и есть колдуны, участвующие в дьявольском шабаше (К. Гинзбург. Образ шабаша ведьм и его истоки // Сб. «Одиссей». – М., 1990).
        А. Макаров предпологает, что в основу народных преданий о киевских ведьмах, шабашах и Лысых горах легли рассказы о вполне реальных сборищах знахарок Левобережной Украины под Киевом в XVII, XVIII и начала XIX вв. Они сходились для сушки кореньев тирлича (Gentiana amarella) на одной из пригородных гор. В этнографических записях М. Драгоманова говорится, что «на Головосека (14 сентября, ст. ст.) ведьмы ходят горы рвать […] а потом им надо слетаться в Киев на базар». Обычно заготовление трав и кореньев заканчивалось сборищем знахарок, во время которого пили водку, пели песни и танцевали. Подобные сборища сеяли среди горожан слухи, из которых и могли произойти предания о сатанинских шабашах.     
        По преданию, в ночь на Ивана Купала ведьмы слетаются на Лысую гору, где справляют шабаш. Каждой ведьме положено было явиться вместе со своим любовником – чертом. Иногда на шабаши прилетают души давно умерших развратных женщин. На ведьминской поляне всех поджидает Сатана, важно и торжественно восседающий на высоком стуле или на большом каменном столе. Все участники уважительно здоровались с ним, преклонив колени. После этого докладывали, какого зла они натворили за весь прошедший год, и сговаривались на новые козни. Если Сатана был недоволен, то бил копытами виновных.
        А после при свете факелов, зажженных от пламени, которое само собой возгоралось между рогами большого жертвенного козла, ведьмы приступали к пиршеству. Они с жадностью пожирали конское мясо и другие яства, но без хлеба и соли. Пили пиво и медовуху из коровьих копыт и лошадиных черепов. По окончании трапезы начиналась бешеная пляска под музыку. Музыканты вместо волынок или скрипок играли на лошадиных головах, а дудки и смычки заменялись простыми палками или кошачьими хвостами. Каждая ведьма, взявшись за руки со своим чертом, вертелась и прыгала в хороводе. Иногда ведьмы устраивали игры, наподобие боя на мечах. Оружие заменяли песты, которыми мяли стебли льна или конопли.
       Случайного свидетеля шабаша ведьмы увлекали в вихрь плясок, чтобы закружить до смерти, если он не успеет призвать имя Божие. Успеет – и вся нечисть мгновенно исчезнет. После пляски сжигали черного жертвенного козла. Его пепел делили между собой все собравшиеся, чтобы с его помощью причинять людям различные беды. Затем костер и пламя факелов одновременно гасили, и начиналась оргия (А. Селецкий. Колдовство в юго-западной Руси. – К., 1886; А. Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу. – М., 1995).
       Кроме шабашей, иногда в заранее условленном месте устраивались особые совещания. На них, председательствующий «ведьмак» следил, чтобы ведьмы не причиняли людям слишком много зла, чтобы не раскрывали себя и не вызвали гнев Небес.
        Вера в шабаши была настолько сильна, что байки о них рассказывали даже дети. Так в деревне Теребенево (Жиздринского уезда, Калужской губернии) семилетняя Саша говорила матери, что она с теткой Марьей, у которой жила в няньках, каждую ночь летала на Лысую гору:
        – Когда все заснут, погасят огни, тетка Марья прилетит сорокой и застрекочет. Я выскочу, а она бросит мне сорочью шкуру, надену я ее – и полетим. На горе скинем шкуру, разложим костры, варим зелье, чтобы людей поить. Слетается баб много: и старых, и молодых. Марье весело – свищет да пляшет со всеми, а мне скучно в сторонке, потому все большие, а я одна маленькая.
        В Белоруссии сохранилось предание, как на Ивана Купала один молодой человек ждал свою девушку под старой вербой. И вот в полночь вдалеке показался ее силуэт. Тогда парень, решив подшутить, спрятался за дерево и стал наблюдать. Девушка подошла к вербе и стала на нее забираться. Устроившись удобно на ветках, она произнесла: «Гайда вярба да Киева!» Дерево оторвало свои корни от земли и полетело на шабаш (Р. Линник. Гайда, вярба, да Киева! – Сайт Белорусского Уфологического Комитета, http://ufo-com.net).
        Этнографам удалось записать текст песни-заклинания, которую ведьмы поют во время таких встреч. Песня эта представляет собой набор звуков и слов непонятных, не имеющих смысла и не поддающихся расшифровке. Правда, ключом, позволяющим догадаться, к чему восходит этот магический текст, может быть повторяющееся там слово «абракадабра». Это звукосочетание встречается в магических заклинаниях, начертанных на глиняных табличках Древнего Шумера (А. Горбовский. Тайная власть. Незримая сила. – М., 1991).

+1

3

Омоложение

        Народная молва твердит о волшебной омолаживающей мази, секрет которой знали ведьмы. С помощью нее пожилые ведуньи возвращали себе молодость.
        Ужасную славу получила ведьма из Полтавской губернии. Ранней весной 1905 г. в одном из дальних селений пропала молодая девушка. Мария Бурова ненадолго отлучилась из хаты, а потом ее и след простыл. Ближе к Пасхе пропала вторая молодая девушка. Сельский староста предположил, что ее выкрали цыгане, которые шумным табором проходили мимо деревни. 
        Время шло, и постепенно жизнь стала входить в привычную колею. Но после Рождества крестьян вновь всколыхнуло известие об очередной трагедии: теперь бесследно исчезла дочь местного шорника. Искали ее всем миром, но, как уже повелось, все усилия закончились безрезультатно. Село гудело, как растревоженный улей, и сельский староста отправился в город требовать от властей принятия решительных мер. Ведь за два года в селе исчезли без следа семеро молодых девушек!
        Вскоре в село приехал пристав Н. Солово. Он был очень энергичным, прекрасно образованным юристом, обладавшим большим опытом сыскной работы. Пристава заинтересовал расположенный неподалеку заброшенный хутор. Там в одиночестве проживала некая Наталка Кравченя. В селе ее боялись, считая сильной ведьмой.
        – Наши предпочитают хутор стороной обходить, – поведал староста. – Всем известно, что Наталка давно с нечистым дружбу водит. Он ей и молодость, и красоту дал. Бабе в старухи пора, а она все як молодица, и даже волос як вороново крыло.
        По документам «ведьма» родилась 65 лет назад. Солово поразился: он никак не дал бы хозяйке хутора на вид больше двадцати пяти. Пристав также обратил внимание на протоптанную тропинку, идущую к хутору. Выяснилось, что местные женщины тайком бегают гадать к Кравчене. Молодые девушки обычно любят погадать на женихов. Последнее обстоятельство и дало повод для тщательного обыска. В хате был обнаружен заложенный домоткаными половиками замаскированный лаз в подпол. Там под тяжелым сундуком, на глубине одного локтя и были обнаружены останки семерых девушек.
      Кравченю отправили сначала в Полтаву, а затем и в Киев для всестороннего судебно-психиатрического обследования. Осматривавшие Наталью врачи подтверждали: организм ритуальной убийцы, как минимум, на сорок лет моложе ее паспортного возраста. На допросе Кравченя сообщила, что знает древний рецепт омоложения, в котором используется кровь молодых девушек. Но поведать этот секрет, даже в обмен на полное помилование она отказалась. Суд присяжных признал ее виновной, и ведьме вынесли смертный приговор. Тайну своей второй молодости она унесла с собой в могилу (В. Антонов).
        В Киеве существовала легенда о том, как в послевоенные годы пожилая монахиня Фроловского мон. отправилась на расположенную рядом Замковую г. Она собиралась поухаживать за заброшенными могилами. Но когда монахиня вернулась в монастырь, ее с трудом узнали: за несколько часов пожилая женщина превратилась в совсем юную девушку. Конечно, все принялись расспрашивать ее о том, что же случилось на горе, но она молчала, и, знаками дав понять, что объяснит все позже, удалилась спать. На следующее утро монахиня не появилась в положенное время. Когда встревоженные ее отсутствием сестры зашли к ней в келью, ее там не оказалось, хотя выйти оттуда незамеченной никак нельзя…
       Инженер-механик А. Митешов вначале 1970 г. попал в Киевский окружной госпиталь. Там он встретил необычную старушку, вдруг чудесным образом начавшую молодеть день ото дня. Специалисты геронтологического отделения госпиталя всерьез взялись за изучение необычного феномена. Да так рьяно, что экс-старушка благодаря неуклюжей «помощи» любопытных врачей вскоре «вспомнила» про свой биологический возраст и, перестав попирать престиж науки,  благопристойно испустила дух (В. Чернобров).

+1

4

Киевские ведьмы

        В былине «Добрыня и Маринка» (киевского цикл) богатырь вступает в бой со злой чародейкой и «распутницей» Маринкой, что колдовала в Киеве на Игнатьевской ул., привораживая, а затем губя мужчин. Она сжигала следы Добрыни, пытаясь его соблазнить и превращалась в различных животных. Однако богатырю удалось срубить ведьме голову и избавить Киев от нечисти.
        Еще в начале 80-х гг. прошлого века в Киеве можно было встретить ведьм-паломниц, пришедших пешком из Ленинграда и Караганды на поклон к Замковой г. Во времена польского-литовского владычества здесь стоял деревянный замок. По преданию, католические инквизиторы сожгли на его площади около 1500 ведьм всех возрастов (В. Штылвелд. Мрак над киевским лысогорьем… – Портал журналистики «ХайВей», http://h.ua.). Судя по летописям, лобное место для казней находилось за южными воротами киевского замка, на уступе горы – напротив г. Уздыхальницы.
        Вплоть до XX в. в некоторых селах на Украине, чтобы выявить ведуний, женщин связанными опускали в воду. Тех, кто погружались и начинали тонуть, считали невиновными. В 1838 г. киевский суд рассматривал дело по такому насильственному «купанию» женщин. Суд постановил оставить виновных без наказания по причине, как было сказано в решении, «их простоты». Правда, позднее высшая инстанция постановила все-таки наказать виновных десятью ударами плети, «чтобы удержать других от подобного бесчинства» (А. Горбовский. Тайная власть. Незримая сила. – М., 1991).
        Особой известностью на Руси пользовалась Лысая гора в Киеве. Во многих селах и городах России считали, что местные ведьмы получают свое знание от ведьм киевских, «что на Лысой горе», а затем «передают друг дружке» (М. Власова. Русские суеверия: Энциклопедический словарь. – СПб., 2000).
        Свою особую демоническую славу гора получила в начале XX в. Тогда здесь основали лобное место, где казнили преступников. Неподалеку, в так называемом Ведьманском Яру, стали собираться поклонники Сатаны на свои черные мессы.
        Топографический анализ ведьминых мест Киева показывает наличие магического треугольника: Змиевы пещеры (Смородинский спуск), Лысая гора (пр. Науки в Московском р-не) и Куликово (Воскресенка) (Д. Вовк, А. Стеклов. Некоторые киевские тайны. Левобережье – К., 2002). Существовали в Киеве и так называемые Ведьмины кучугуры (урочище Горбачиха, слева от линии метро Гидропарк – Левобережная).
       Неподалеку от Лысой горы – в частном секторе ул. Малокитаевской, до недавнего времени существовала древняя хата. Окна и двери жилища были заколочены, а двор запущен. По преданию, здесь жила могучая ведьма, уничтожившая множество людей.  Однажды ночью жители окрестных домов толпой ворвались в этот дом и убили колдунью. С тех пор местные жители избегают это место.
        Существует байка, как в один из киевских домов неподалеку от Андреевского спуска переехала жить сельская ведьма. Тут же соседям стали видится необычные сны, а в подвале появились двигающиеся тени. Так продолжалось некоторое время, пока бабка-соседка не умерла. Через несколько дней после ее смерти в стене обнаружили дыру с пучком волос, связанным странным образом. Когда волосы сожгли племянница умершей занемогла и несколько дней болела (Раокриом). Подобными уловками ведьмы обычно наводят порчу на окружающих. Часто делают заговоры на молоко или на сельско-хозяйственные продукты.
        И сейчас в недобрый день можно встретить в Киеве ведьму. Лет пятнадцать назад, ранним летним утром я исповедовался в Покровской ц., что неподалеку от Вокзала. Впереди меня стояли две странные женщины: одна – лет сорока с явными признаками слабоумия и другая – старуха, очень бодрая и важная. Тогда я еще не знал, что ведьмы для облегчения своей участи иногда приходят на исповедь. Интуитивно я почувствовал сильную неприязнь к этим женщинам. Та, которая помоложе, со следами деградации на лице («ученица»), почувствовала мой взгляд и пожаловалась своей, как я понял, «учительнице» – старухе. Старушка бросила на меня короткий, но неприятный взгляд. Затем последовала необычная сцена исповедания – священник накрыл покрывалом голову «ученицы» и склонился, чтобы услышать исповедь. Вдруг старуха пробралась под покрывало, обняла свою подругу и вплотную – щека к щеке, приткнулась к ней. Было хорошо заметно, что она контролирует каждое слово своей слабоумной ученицы. Видимо, существовали такие грехи, о которых не признаются даже во время исповеди. Священнику так и не удалось отогнать назойливую ведьму.
        Следует добавить о последствиях «дурного взгляда» старшей ведьмы. Дома у меня совершенно без причины поднялась высокая температура, которая продержалась несколько дней. Общая слабость говорила о большой потере энергии.
        Киевские старожилы хорошо помнят байки о похождениях двух ведьм-подружек. Старшую ведьму звали Ирицей (буквально – ворожея, знахарка; с южного малороссийского – сказочное, волшебное царство); другую, что помоложе – Босоркой (у западных славян – домашний зловредный дух; у венгров – ведьма, двоедушница). Любили ведьмы озорничать в различных кабаках, часто переодеваясь то в расфуфыренных барынь, то в бродячих гадалок, то в разухабистых проституток. С собой они таскали мешок, в котором сидел серый кот. Явившись в шинок, ведьмы заказывали штоф отборной горилки и начинали куролесить. Вытаскивали кота из мешка и усаживали его прямо на стол. Если кто-нибудь из присутствующих делал замечание ведьмам, то тут же обнаруживал у себя за пазухой и в карманах копошащихся мышей. Если ведьмы бывали не в духе, то заставляли посетителей танцевать до упаду, а то и дубасить друг друга. В городской управе скопилось множество доносов о проделках Ирицы и Босорки. Однажды к ним домой заявился околоточный надзиратель с двумя городовыми. После посещения стражей порядка ведьмы навсегда покинули Киев, оставив своего питомца. Говорят, что после этого в каждом киевском доме появилось по серому коту (В. Бурлак. Тайны старого Киева. – М., 2007).
      Женщины, совершившие тяжкий грех, обычно не могут спокойно войти в храм. Им становится плохо, некая тяжесть наваливается на их тело. Молодые ведьмы, не обученные хорошей защите, также избегают посещать христианские храмы. В народных преданиях, некоторые ведьмы не могут проникнуть даже в сам священный Киев. Однажды три женщины отправились в Киев на богослужение. У самой границы города они сели передохнуть. Две из них потом поднялись, а третья так и осталась сидеть: «Не могу идти, сама не знаю почему», – сказала она. Ее спутницы пришли в Киев и сообщили игумену, что они оставили в поле женщину, которая без видимой причины не может подняться с земли. Игумен послал к этой женщине священника с иконою и крестом. Священник обнаружил, что женщина наполовину вошла в землю. «В чем твой грех?» – спросил он. «В том лишь грех, что я заговорила дождь на три месяца», – ответила женщина. – «Будь же ты проклята» – мовил священник. И ведьма с грохотом провалилась сквозь землю (Г. Булашев. Міфи України. – К., 2006).
       Петр Могила, изобличая происки униатского епископа Афанасия, приводит такой случай. Однажды епископ решил зайти и захватить один из православных храмов. Однако неведомая сила не пустила его внутрь и отбросила к дверям церкви (Сказания Петра Могилы о чудесных и замечательных явлениях… (в издании: Архив ЮЗР). – К., 1887).

0

5

Славянское чернокнижие

        Российский этнограф И. Сахаров в своем знаменитом труде «Сказания русского народа» (1885) утверждал, что славянское колдовство произошло от фессалийских волшебниц. Фессалия – это исторический регион на северо-востоке Эллады на побережье Эгейского моря. Но в свете современных исследований это утверждение выглядит малоубедительным.
        В. Даль писал, что большая часть темных знаний перешла к нам от чудских племен: «…Кудесники и знахари северной полосы отличаются также злобою своею… Нигде не услышите вы столько о порче, изурочении, как на Севере нашем». Это племя относилось к угро-финской этнической группе и обитало на западе от устья Невы вдоль побережья Финского залива и р. Нарвы. Среди чуди – загадочной и молчаливой, всегда встречались отменные звероловы и рыбаки. Племя славилось колдовством, а их чащи и болота – нежитью. Финский эпос сохранил предания о злобных людишках ростом не выше сапога, напоминающих обитателей подземного мира – гномов. После многочисленных кровопролитных войн, славянским князьям удалось подчинить себе полудиких северян. С тех пор, словно в отместку, темные знания и проникли на территорию Руси.
       Сохранилось летописное предание о том, как один новгородец отправился в Чудь к кудеснику (колдуну). Новгородец остался снаружи языческого храма, тогда как кудесник проводил свой ритуал внутри. Призывая нечисть, колдун лежал без движения – оцепеневший. Затем он сообщил, что христианский крест новгородца мешает явиться его духам. Существа кудесника «…живут в безднах, суть же образом черны, и крылаты и хвосты имуще». Этнографы свидетельствуют, что карельские колдуны носили пояса из змеиной кожи.
       В 1584 г. в Москве между церквами Иоанна Великого и Благовещения наблюдалась странная крестообразная комета. Иван Грозный повелел отыскать в Лапландии и доставить во дворец шестьдесят «дошлых ведунов» для разъяснения сего небесного знака. Именно в Лапландии, охватывающей север Норвегии, Швеции, Финляндии и западную часть Мурманской области, и проживают представители угро-финского этноса – саамы.
      Известно, что Иван Грозный в 1572 г. испрашивал на Соборе разрешение на четвертый брак, утверждая, что его первую супругу Анастасию «…извели злые люди чародейством, вторую отравили, третью испортили злою отравою». В свое время Петр I издал приказ: «…Если кто из служивых будет чернокнижник, ружья заговорщик и богохульный чародей, такового наказать шпицрутенами и заключением в оковы или сожжением».
       По средневековым представлениям, чернокнижники – это колдуны, продавшие душу дьяволу за обладание «Черными книгами». «Черными» назывались старинные книги и свитки магического искусства. Часто они были зашифрованными – сплошь испещренными таинственными знаками. В европейском же фольклоре чернокнижниками попросту называли «начитанных» колдунов. Вопреки существующему мнению, количество мужчин обвиненных в колдовстве, было относительно высоким. Так в России XVII в. соотношение привлеченных к суду колдунов (мужчин) и ведьм (женщин) составляло 70% к 30%. Довольно часто в колдовстве обвиняли священников и их жен. Это объясняется тем, что в народе религию порой связывают с магией.
       В давние времена божественным вмешательством была сотворена «Белая книга», содержащая знания о земной жизни и священные молитвы. Для ее нейтрализации падший ангел Люцифер написал свои сорок «Черных книг», содержащих тайные знания о сорока ступенях черной магии. Чернокнижники, в свою очередь, делились на сорок уровней – каждый уровень соответствовал одной «Черной книге». Обладанием наибольшего количества магических книг и определялась мощь колдуна.
        Говорят, что мрачный демон – Страж Города Мертвых, в тайне учил людей Черному знанию. От его союза с земной женщиной и родился на свет первый чернокнижник. С тех пор посредством своих знаний чернокнижники взывают к демонам Ада и пробуждают Древнее Зло, спящее в глубине Земли.
Существует легенда, что Зороастр Персидский первым составил книгу по магии. Иные утверждали, что «Черная книга» существовала от начала мира и была сохранена при потопе Хамом в камне. Сын Хамов, известный под именем Зороастра нашел после потопа скрытую его отцом книгу. Книги этой теперь не существует: позднее она была истреблена небесным огнем.
       По преданию, когда весть о силе христианской веры достигла чародеев Ефеса, искусство колдовства утратило свою цену. Феофан Затворник так пересказывает библейскую историю: «…Сами чернокнижники, собрав книги свои, сожгли их пред всеми. Жертва – немалая. Цена книг в сложности простиралась до пятидесяти тысяч драхм».
        В Западной Европе считались колдовскими «Ключи Соломона», «Большой Гримуар», шестая и седьмая «Книга Моисея». К «Черным книгам» относили Сивилины книги, книги Орфея, Музея и кабалистику. Появление «Черных книг» в Европе связывают с именем колдуна Киприана из Антиокеи. В своей книге этот средневековый маг подробно описывает как заключил контракт с Дьяволом. За это Киприан был наделен сверхъестественной силой и могуществом. Без контракта «Черная книга» представлялась ненужной безделушкой. Книгу можно было приобрести у немецких купцов на рынке в Кристиании, и часто при покупке книги заключался контракт. Приобрести книгу можно было лишь по предварительному заказу, который исполнялся через год. В настоящей «Черной книге» красные буквы писались человеческой кровью на черном фоне.
        Почему «Черные книги» везли из Германии? По преданию, в Виттенберге находилась специальная школа, где обучали будущих чернокнижников. Подготовкой их занимались также в университетах Парижа и Саламанки. К тому-же, родом из Германии был самый известный средневековый чернокнижник – доктор Иоганн Фауст (примерно 1480-1540).

        От «Черных книг» до наших дней сохранились только их названия: «Рафли», «Шестокрыл», «Воронограй», «Остромий», «Зодей», «Альманах», «Звездочетыг», «Аристотелевы врата». Также запрещенной церковью и подлежащей немедленному уничтожению признавалась книга «Волховник». Это был сборник древних примет и суеверий (А. Карачарова. «Запрещенные книги и культ языческих богов»).
       До XV в. монахами в Киево-Печерской лавре переписывались «Лунники», запрещенные церковью рукописи. Это были крохи уже забытой астрологии – гаданиях на фазах и поверхности Луны, с учетом расположения звезд. До XVII в. сохранялись «Громники» (астрология, включающая гадание по молниям), «Колядники» (астрология, включающая гадание по внутренностям животных). По слухам, в Печерской Лавре хранится славянский вариант книги «Некрономикон», повествующей о магических операциях с существами Хаоса, в котором есть данные, отсутствующие в тексте из библиотеки Ватикана, а также в текстах, обнародованных Кроули и Лавкрафтом.
      На севере Российской империи (Сургутский край) считали, что чернокнижника можно узнать по внешнему виду: «…Такой колдун не стрежет ногтей, не чешет волос, не молиться Богу». Чернокнижник – покорный раб своего волшебного ремесла. «Черные книги» книги принадлежали колдуну до самой смерти и возвращались к нему, даже если он пытался от них избавиться. Дом, где находились такие книги, не мог сгореть, а тот, кто пытался обокрасть их хозяина, всякий раз оказывался пойманным.
     Чернокнижник не может умереть или найти успокоение, пока не передаст свои книги другому человеку. Родные чернокнижника, зная, что если они коснутся его, сами станут колдунами, всячески избегают страшного родственника. Не передав знания, колдун будет долго мучиться, а после смерти являться к родным в белом саване. Когда начнет книгу искать – может и близких своих загубить. Если «Черная книга» попадется простому человеку – немедленно появится множество чертей с требованием работы. Если смельчак не сможет постоянно занимать их заданиями, они сдерут с него кожу и утащат в Ад.
      И. Сахаров приводит страшное предание из Олонецкой губернии о смерти колдуна-чернокнижника. Жили в одном селе старик да баба, а старик был чернокнижником. Когда пришло время умирать колдун и спрашивает бабу: «Одна ли ты в избе?». Баба и отвечает: «Одна», – и почуяв недоброе, забирается на печку. А колдун-то за ней ползет и кричит: «Не уйдешь!». Старуха хватает поленья – в колдуна швыряет, да так, что они в щепки рассыпаются. Как кончились поленья, соскочила она с печки да в чулане заперлась. А старик к дверям подполз и давай их грызть: «Не уйдешь!». На крики в дом явился седой волхв и посохом колдуна ударил. Затем созвал народ и повелел мертвеца в железо заковать. Наняли возщика-пьяницу одного, чтобы гроб за тридцать верст от села отвезти. Ехали, они ехали, как кони желтой пеной покрылись и совсем остановились. Вдруг один из обручей, в коих колдуна заковали, с треском и лопнул. У возщика хмель весь вышел, бросил он телегу и назад в село помчался. Слышит, как сзади последние обручи лопаются, покойник за ним ползет и кричит: «Не уйдешь!». Добежал мужик до ближайшей хаты и завопил: «Хозяин, сбереги!». Тот схватил пыльник (камень, которым снопы хлебные прижимают) и ударил колдуна со всей мочи. Затем всей артелью чародея снова заковали, подальше от села отвезли, в гроб ниц положили – так и схоронили.
       На Украине пуще нечистых покойников боялись неурожая и сопутствующего ему голода. В Прикарпатье бытовало поверье, что души нечистых покойников приносят с собой непогоду: они летают в тучах, держа мешки с градом, которые затем ссыпают на крестьянские посевы.
      Раньше считали, что ведьмы хранят у себя в мешке или горшке дождь, град, бурю. На современных «курсах колдовства» будущих ведьм обучают создавать или приманивать демонических сущностей, которых затем содержат в специальных горшках. В Карпатах издавна бытует поверье о маленьких чертиках – инклюзниках. Их умели выращивать в специальных бутылках мольфары – карпатские колдуны. Они помогали в хозяйстве, смотрели за скотиной и пчелами, притягивали в дом богатство. Говорили, что в старые времена инклюзника можно было купить на рынках Чернигова и Косова. Петр Могила приводит историю о кухарке польского шляхтича Войцеха. Заподозренная в колдовстве она под пытками призналась, что является ведьмой и привезла своего «ручного» чертика из Польши. 
     Для борьбы с природной стихией существовали специальные заклинатели – «хмарники», «градивники» или «градобурники». В некоторых областях Украины хмарников воспринимали как пособников Тьмы. Часто их называли чернокнижниками – двоедушниками, имеющими от рождения две души – одну чистую, человеческую, вторую – демоническую. В то время как темная душа поднималась на Небо, чтобы направить тучу в направлении посевов, тело колдуна находилось на земле в состоянии сна. Пока темная душа такого чернокнижника не вернется, разбудить его невозможно. Иногда души отдельных хмарников вступают в борьбу между собой, и тот, кто оказывается побежденным, должен пропустить тучу победителя на свои посевы.
     Известный карпатский мольфар М. Ничай прославился тем, что разогнал дождевые тучи над Черновцами в 1989 г. во время проведения фестиваля «Червона рута». Колдун поведал, что для этого ему пришлось обратиться к царю-чернокнижнику, у которого бесы град куют.

0

6

Киевские вампиры и оборотни

«Социальный упырь» Танский

        В старые времена упырями считали умерших колдунов, которые не гнили в гробах и нападали на людей. Упыри по ночам покидают свои могилы, чтобы душить спящих и пить их кровь. Их представляли с синими лицами и закутанными в черный плащ. На правой стороне Днепра упырями называли детей-уродов с большой головой, длинными руками и ногами, страдающими размягчением костей  (А. Селецкий. Колдовство в юго-западной Руси. – К., 1886). Еще упырями считали детей с двойным рядом зубов, с заячьей губой и деформацией черепа. По преданию, будущий гетман Сирко родился с зубами, чем вызвал суеверный страх односельчан.  Младенцев с врожденным уродством часто убивали, считая их зачатыми от нечисти. По поверьям, упыря можно встретить при полном месяце, в особенности на день равноденствия (Митрополит Iларiон. Дохристиянськi вiруваня українського народу. – Вiннiпег, 1965).
      Летом 1727 г. киевский полковник А. Танский прислал в местную канцелярию крестьянина С. Калениченко, который в своих показаниях признал себя упырем и предрекал мор в некоторых местах Украины. Странное признание, учитывая то, что народная молва считала самого А. Танского убийцей и упырем. Не отводил ли полковник от себя подозрение таким вынужденным поступком?
      Танский был человеком богатым, владевшим как большим капиталом, так и значительной земельной собственностью. Женитьбой на дочери Палия, за которой он взял большое приданное, своими грабежами и притеснениями казаков и поляков, он еще более увеличил свое состояние. Не смотря на всего его злодеяния, имя Танского, благодаря богатым пожертвованиям на монастыри и храмы, часто поминалось добрым словом среди строителей и благотворителей Киева и пользовалось в этом отношении широкой известностью.
      Однажды в Киев за подаяниями пришли монахи с Афона. Танский подарил им бочонок полный червонцев, предоставив вместе с тем свой дом для хранения всего собранного в Малороссии. Но скупость одолела Танского – жаль ему стало своих червонцев, завидно было смотреть и на собранные богатства монахов. Решил полковник вернуть все с лихвой. Слугам было отдано приказание утопить монахов в Днепре и овладеть их имуществом. Но при этом один из монахов спасся и рассказал обо всем своему архимандриту. Последний прибыл в Киев с целью уговорить Танского возвратить достояние Афона. Злодей от всего отпирался. Тогда архимандрит наложил на него следующее проклятие: «За то, что Антон Танский погубил невинные души, утаил церковные деньги, земля не примет его; добро его, приобретенное неправдою исчезнет, яко воск от лица огня, перейдет к чужим людям и род его изведется».
      Танский же стал еще более жадным и злым – так и не покаявшись, скончался. И вот каждую ночь из гроба стал вылазить старый полковник: борода по пояс, очи горят огнем, в руке пернач (булаву) держит и бродит, пока петухи не запоют, а тогда страшно застонет и снова ложится в гроб. Сыновья полковника позвали печерского архимандрита и раскопали могилу. Танский лежал, словно живой – у него выросла борода и отросли ногти. Сыновья пробили покойного отца осиновым колом, после чего тот перестал бродить по ночам. Но в полночь на месте погребения продолжали слышатся тяжкие стоны (М. Александрович. Антон Михайлович Танський // В. Пахаренко Антологія українського жаху. – К., 2000)

0

7

Погребение вампира

       Особого внимания заслуживает погребение вампира на Старокиевской горы. На ее северо-западном склоне археологи обнаружили остатки жилища. Под истлевшим полом и было обнаружено захоронение. Это погребение неканонично по всем деталям обряда. Вызывает удивление необычная ориентацией тела покойника (головой на север) и расположение захоронения под полом жилой постройки: «Контуры ямы не прослеживаются. Погребение женское, скелет вытянут на спине и лежит головой на север. Судя по остаткам полуистлевшего дерева, сохранившегося в виде продольных полос волокнами по линии Север-Юг, погребение, видимо, находилось в гробу. В области поясницы оно было насквозь пробито большим железным гвоздем – костылем длиной более 8 см, шириной до 1 см, конец которого был загнут с внешней стороны дна гроба. Весьма вероятно, что этот случай связан с ритуалом «посмертного умерщвления вампира». Необычайная ориентация погребения (головой на север), пробивание гвоздем и глубина ниже обыкновенного погребения (на глубине 1,8 м от дневной поверхности), опущенного в заполнение жилища, резко выделяет рассматриваемое погребение из всех других исследованных на Старокиевской горе» (С. Килиевич. Детинец Киева. – К., 1982).
       В середине 90-х гг. XX столетия археологи в районе Львовской площади обнаружили древнее захоронение. Сквозь скелет и остатки гроба проходил ржавый железный костыль – словно умершего прибили к домовине. Подобное производилось не только ради «посмертного умерщвления», но и для того, чтобы «нечистый покойник» не смог покинуть могилу (Д. Киянский. Странные истории случаются в истории // газ. «Зеркало недели», 22-28.01.2000).
       Наиболее известные захоронения, так называемое "кладбище вампиров" (X век), обнаружено в Челаковицах у Праги. В гробах лежало 11 человек - мужчин от 20 до 60 лет с отрезанными головами, вбитыми в тело кольями, со связанными руками и ногами. Некоторые тела были придавлены тяжелыми камнями.

Захоронение вурдалака из Челаковиц - голова отрублена, руки связаны.

        В Венеции при раскопках древнего кладбища, на котором похоронены жертвы эпидемии чумы, свирепствовавшей в средние века, было обнаружено странное погребение. Между челюстями женского скелета торчал кирпич. Известно, что предполагаемых вампиров иногда закапывали с камнем во рту. Подобным образом люди пытались избежать клыков нечистых покойников.

0

8

Оборотни из Магриба

      Вера в оборотничество очень древняя и во множестве встречается в народных преданиях. Так мачеха-ведьма часто превращает в птиц своих не родных дочек. В «Слове о полку Игорове» очень много оборотничества. Князь Игорь по очереди превращается то в горностая, то в сокола. Ярославна говорит: «Полечу зегзицею» (кукушкой). Тут же князь полоцкий Всеслав превращается в волка. Геродот упоминал о загадочном славянском племени невров. Они были колдунами и оборотнями: «…ибо каждый невр ежегодно по разу становится на несколько дней волком, а потом снова приобретает предыдущий вид».
       По преданию, оборотнями становятся дети, похищенные нечистой силой. В народе их боялись за хищное поведение и подлый нрав. Хорошей защитой от оборотней и ведьм считалась особая порода собак – ярчуки. Это была помесь собаки с волком. Считалось, что ярчуки способны потягаться с нечистой силой – всегда отличат обычное животное от оборотня. Чтобы оборотень не стал после смерти упырем ему перерезали пяточные сухожилия, а глаза (или рот) зажимали монетами.
       Про историческое лицо, вождя половцев Боняка, Ипатьевская летопись сообщает: «И встал Боняк, отъехал от своей рати, и начал выть по волчьи, и отозвался вытьем ему волк, и начали многие волки выть».
       Воины-разведчики североамериканского племени Оглала надевали волчьи шкуры и о них говорили, что их «ноги так же быстры, как у волка». Возвращаясь в свои лесные лагеря они выли по звериному.
Умение подражать звукам хищных животных было присущее славянским ярам и европейским берсеркам – «медвежьим шкурам». Это искусство прекрасно помогало в борьбе с кавалерией противника: лошади очень пугались звериных рыков, издаваемых «воинами-оборотнями», порой сбрасывая своих ездоков. Геродот описывал, как воины персидского царя Дария, подражая ослиному реву, приводили в смятение скифскую конницу. «Воины-оборотни» входя в экстаз, теряли страх и словно получали дополнительную силу и ловкость от животного, которому подражали. Одетые в звериные шкуры они производили жуткое впечатление на противника. «Оборотни» почти не чувствовали боли и падали не от ран, а от усталости (А. Головнев. Пегтымель // ж. «Северные Просторы». №2-3 2000;
Ю. Стукалин. Представления лакота о магической силе животных // ж. «Иктоми», №2 1994).
      Интересную легенду приводит исследователь О. Исхаков. За несколько веков до крещения Руси, Киев пытались захватить странные оборотни. Киевская княгиня Добруша занемогла и вызвала через своих скифских родственников врачевателей из Магриба. Так в древности называли страны, лежащие к западу от Египта. Арабы говорят: «Магриб – священная птица. Тело ее – Алжир, правое крыло – Тунис, левое – Марокко».
       Никто так и не узнал, кем были эти врачеватели... В тот миг, когда нога первого чужеземца ступила на Киевскую землю за Большими воротами, с единственного христианского храма Андрея Первозванного упал огромный серебряный крест. Волхвы независимо друг от друга ощутили, что над городом повисла незримая черная туча и все наполнилось потусторонним Злом. Князю Бодру рассказали обо всем и предложили немедленно изгнать бесов. Но тот не мог уронить чести, отменить княжьего слова и решения. Княгиня скончалась через семь дней после прихода «врачевателей». Тяжко занемог и сам князь. Тогда горожане выволокли бесов из терема и плетьми погнали их до Больших ворот. В городе их боялись убить, зная, что если прольется хоть капля черной сатанинской крови, проклятье зависнет над городом... А за воротами, в восьми верстах с трех сторон стояла дикая иноплеменная орда. Дело закончилось кровопролитной битвой, но Киев удалось отстоять. Судя по всему, если бы бесам-оборотням пришлось побыть в городе еще денек-другой, исход был бы однозначным – киевлянам готовилась страшная смерть и вековечное рабство. В течении четырех дней после казни черные души оборотней посещали горожан, пытаясь заразить их одержимостью, чтобы вечно царить на Русской земле. Но благодаря коллективному магическому ритуалу волхвов «изверги Магриба» были прокляты и изгнаны навсегда.

0

9

Звериный шабаш

      По преданию, еще в языческие времена, на Замковой г. два раза в год – весной и осенью, собиралась волчья стая. Здесь несколько ночей подряд, волки со всей округи и ирпеньских лесов, устраивали своеобразный звериный шабаш. Жуткий многоголосый вой будоражил весь Киев. Лаяли и визжали от страха собаки, в ужасе мычали коровы и блеяли овцы.
      Предводителем шабаша был колдун, обитавший где-то на берегу Ирпеня. Киевляне называли его «лесовым заступником» и верили, что он знает язык животных. Говорили, что на вершине горы появлялось огненное кольцо. В нем звери и устраивали свои непонятные игрища. Волки поедали особую травку – шалели от нее,  выли на луну и катались по земле. Затем в огненный круг входил колдун и серые разбойники начинали превращаться в людей.
      В XIV в. один из литовских князей решил очистить гору от волчьего разгула и нечистой силы. Он велел ночью окружить гору и перебить все зверье. Волки остервенело бросались на воинов, но гибли под ударами копий и мечей. Через несколько дней князь повелел возвести замок на опустевшей вершине.
     Однажды, в одну из осенних ночей у недавно возведенной крепости появились волки. Стаю возглавлял колдун-оборотень в волчьей шкуре. Волки медленно бежали вдоль стен, совершая круг за кругом. Стражники швыряли вниз зажженные факелы и стреляли из луков. Но это не помешало волкам завершить свой зловещий обход. На следующую ночь замок запылал со всех сторон. С тех пор перед каждым пожарищем на Замковой г. появлялась волчья стая во главе с колдуном-оборотнем (В. Бурлак. Тайны старого Киева. – М., 2007).

0

10

Оборотни на службе Добра

        Не всегда в легендах оборотни представляют Зло. Иногда они  выступают и как защитники рода. Славянские гусляры рассказывают следующую историю.
        В Киев пришло известие, что Золотая Орда, обосновавшаяся на Кавказе, готовится к вторжению на славянские земли. Узнал об этом и киевский колдун Вольга Всеславичь.
       Говорят, что мать колдуна Марфа Всеславьевна была киевской княжной, а отец – Змеем. Мужество досталось ему от матери, а от отца – чары и хитрость. По ночам Вольга принимал облик льва и охотился на лесных зверей. Когда он отправлялся на ловлю осетра, то принимал облик щуки. Однако днем он был воином и вождем племени.
      Колдун собрал своих сотников на совет, но никому из них не хватило смелости отправиться на разведку. Тогда Вольга превратился в золоторогого барана и побежал к стану врага. И вот он застыл на горном кряже, разглядывая простиравшуюся внизу равнину. Вдалеке, около ханского лагеря, маршировали стражники. Превратившись в птичку с алым хохолком Вольга приземлился на шатер хана. Колдун подслушал планы Золотой Орды и той же ночью превратился в хорька. Он обрывал тетиву луков и перекусывал стрелы. Неожиданно стражники услышали предсмертный хрип лошадей. Воины хана бросились искать невидимого врага. Поначалу кто-то увидел волчью тень на крепостной стене, затем другие услышали удары крыльев сокола, летящего в сторону славянских земель.
      Но такой мести Вольге было недостаточно. Он собрал воинов в Киеве и отправил их на юг к татарскому лагерю. Никто не заметил их продвижения, никто не услышал их шагов. Зоркий стражник, осматривавший укрепления не заметил тысячи муравьев, ползущих колонной под воротами. Вдруг хан и его охрана, находившиеся внутри укреплений, увидели воинов, выросших на том месте, где прежде были крошечные муравьи. Спустя несколько мгновений татары пали от славянских мечей.
      В XVII в. родилась легенда, что знаменитый атаман Сирко мог по желанию превращаться в волка. Недаром слово «сiрко» – один из эпитетов этого четвероногого разбойника. На Руси волков называли также «хортами». Отсюда и название известного казацкого острова – Хортица.

0

11

24 правила современных ведьм
Разумная ведьма не считает себя высшей ступенью развития человечества. Она не лучше и не хуже любого другого существа в этом мире.
Ведьма в здравом рассудке знает, что она не совершенство. Ни одна нас не всезнающа и не всемогуща.
Никакая ведьма никогда не узнает ВСЕГО о себе и мире.
Ведьма чутко относится к природным циклам (месячным, лунным, сезонным, иногда астрологическим).
Мудрая ведьма не отказывается от мира людей и вещей ради призрачного мира иллюзий и фантазий.
Нет ничего такого, что ведьма была бы обязана знать. Она может знать или не знать все, что ей заблагорассудится.
Тело, сознание, ощущения и чувства ведьмы- это все она. Современная ведьма не отказывается от одного в пользу другого, не принижает ценность тела, рассудка или эмоций по выбору.
Приличная ведьма несет ответственность за свои действия. Ее поступки - это тоже она.
Чем больше у ведьмы врагов и почитателей, тем больше вокруг нее "паранормальных" эффектов.
Ведьма не обязана быть религиозной, чтобы быть ведьмой.
Ведьма не обязана ненавидеть, презирать или бояться мужчин, чтобы быть ведьмой.
Ведьма не обязана быть стервой или нимфоманкой.
Современная ведьма может быть или не быть вегетарианкой.
Хорошая ведьма чутко относится к своим снам.
Ведьма принимает клиентов и работает с ними в соответствии с собственными техниками.
Опытная ведьма не всегда верит клиентам на слово.
Хорошая ведьма оттачивает свое мастерство.
Умная ведьма иногда занимается самокопанием. Просто для ревизии.
Нормальную ведьму принимают за таковую другие колдуны и ведьмы вне ее обычного окружения.
Честная ведьма ведет записи своих гаданий: каков вопрос, что выпало, трактовка и что случилось на самом деле.
Приличная ведьма не работает в магическом салоне.
Ведьма - посредник между этим миром и другими, а не учитель жизни.
Хорошая ведьма сама придумывает свои обряды.
Дальномыслящая ведьма не занимается колдовством в пользу (или во вред) своим близким друзьям, любовникам или родственникам. Это альтернатива обычно встречающимся "13 заповедям ведьмы", "4 правилам" и невразумительному "Ведьминскому Кредо" как таковому.

+1

12

Много интересного в тему.

0

13

Шабаш. Лысую гору трясет от зависти.)))

0

14

я не ВЕДЬМА, я ВЕДАЮЩАЯ

0

15

ведьма и есть ведающая)) знающая что-то что не подвластно умам простых людей=)

+2

16

Многоуважаемые Дамы. У меня создалось впечатление, что вы имеете довольно смутное представление о ведьмах. Не многое сказанное вами можно отнести к действительности, очень много фантазии. Всё это связано, по моему мнению, с обществом , религией под влияниями которых вы видите и осознаёте мир.

0

17

Это же больше литературный форум,посвященный книгам Лады ..чем колдовству и ведьмам.

0

18

http://uploads.ru/t/2/m/I/2mIU9.jpg

0

19

Дорогие девушки, я бы посоветовала прочесть всем вам две книги.
Одна из них: Борис Зудерманн: "Оккультизм. Взгляд под маску". Очень отрезвляющая.
И одна: Курт Е. Кох: "Душепопечение и оккультизм" - исследования в области теологии, психологии, парапсихологии и медицины.

Очень интересно. Уверена, вы не пожалеете об этом.

Отредактировано kapelka (2012-06-26 00:00:20)

0

20

Уважаемая Нина. В данной теме форума Вы опубликовали несколько интересных постов: Киевские ведьмы, Шабаши, Омоложение, Славянское чернокнижие, Погребение вампира, Оборотни из Магриба, Звериный шабаш, Оборотни на службе Добра.
Все эти посты-статьи я опубликовал на своем авторском кноле (где указывалась моя фамилия), авторском блоге http://boristen70.livejournal.com/ и в сообществе Интересный Киев. Везде указывалась либо моя фамилия - Ляшенко, либо ник boristen70. Мои посты неоднократно публиковали на других ресурсах, но всегда со ссылкой на мое авторство.
В этом году я издал книгу - Мистическая история и топография Киева - см. http://boristen70.livejournal.com/58391.html
Туда вошла большая часть перечисленных выше постов, но уже в виде отдельных глав. В моей книге в разделе Литература - указано 110 источников, на которые я ссылаюсь. Надеюсь, что следующий раз при копировании чужих трудов, Вы не поленитесь указать источник-авторство.

0

21

boristen70 написал(а):

Надеюсь, что следующий раз при копировании чужих трудов, Вы не поленитесь указать источник-авторство.

я, конечно, не Нина, но попробую ответить за неё)

уважаемый boristen70, вы конечно стопроцентно правы, но однако, смею заметить, это - интернетпространство, не поддающееся никаким законам и не следующее никаким канонам))
более того, процитирую известную фразу - "это интернет, детка) здесь и послать могут" (с)
так что, не обессудьте))

но, я думаю, Нина учтёт ваши пожелания) она интеллигентнейшая женщина))

+2


Вы здесь » Форум Лады Лузиной » КИЕВ МИСТИЧЕСКИЙ » Ведьмы.


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно