Киевские ведьмы
Предыстория
«…Ведь у нас в Киеве все бабы, которые сидят на базаре, – ведьмы».
Н. Гоголь. «Вий».
С упадком роли волхвов в XI-XII в.в. выдвигается «исконная носительница тайных знаний» – женщина. Ведовство же становится семейным, домашним. Ведьма – буквально «ведающая женщина». Особенно «славятся» своими последователями Тьмы белорусское Полесье и Карпаты. На Полесье существуют отдельные села, более чем на половину состоящие из ведьм и колдунов. В Карпатах при слиянии различных этнических культур возникло множество сильных магов.
Согласно поверьям женщина становится ведьмой, поддавшись уговорам или угрозам Сатаны. При этом она добровольно вступает в контакт с бесовскими сущностями и становится одержима злым духом. Колдовская сила могла быть как врожденной – доставшейся в наследство от матери-ведьмы, так и приобретенной – от ведьмы, которая перед смертью передала наследнице свои знания. Часто ведьмы передают свое мастерство своим невесткам.
О том, как совершается сама передача дара, свидетельств практически нет. Единственное такое описание относится к 1786 г. и принадлежит раскаявшейся колдунье с. Глотово Вольской округи, Саратовского наместничества. Она показала, что с пяти лет осталась только с бабкой: «И у той своей жила я более десяти лет… до смерти ее не знала, что она колдунья… А с полгода хворавши, призвала, будучи наедине, меня и говорила мне... На что я, по глупости, бывши тогда пятнадцати лет, согласилась. И она мне тогда говорила и учила меня отрекаться сперва от земли, от лесу, от отца и матери, и от Бога. А вышедши из избы в сени со мною, та бабка моя велела мне стать от сенных дверей налево, почему я и стала. А бабка, взявши с полу старую неведомо какую, будто бы круглую щепку, кинула мне под ноги, на кою я и стала». После того как девица приняла посвящение, ей стали являться духи, которые служили прежде ее бабке.
Колдун, когда отрекается от Бога, снимает с шеи крест и прячет его под правую пятку; кладет икону на землю вниз ликом и становиться на нее ногами, чтобы затем в таком положении говорить богохульные клятвы, произносить заклинания и выслушивать все руководящие наставления сатаны. Лучшим временем для этого, конечно, считается глубокая полночь, а наиболее удобным местом – перекрестки дорог – излюбленное место нечистой силы.
Иногда ведьм считали подчиненными старшему, «сильному» колдуну. Существуют упоминания и о старшей, главной ведьме. По рассказам сторожилов, избенки колдунов обычно маленькие – в одно окошечко, ютятся на самом краю деревни, и двери в них всегда на запоре. Днем колдуны спят, а по ночам выходят с длинными посохами, у которых на концах железные крюки.
Врожденные ведьмы считались не столь опасными, как «наученные». Врожденные обычно занимались доением чужих коров, тогда как наученные изводили скот и людей. Склонность ребенка к колдовству могла быть вызвана неправильным поведением родителей: например, если мать кормила ребенка грудью «три Большие пятницы», то есть большее двух лет, или когда мать и ребенок были рождены вне брака.
Сельские ведьмы любят портить соседскую скотину и забирать у коров молоко. Считается, что в присутствии ведьмы женщины не могут напрясть достаточно пряжи, поскольку вся нить уходит на колдовское веретено. Еще говорят, что ведьмы могут задерживать дождь, производя таким образом засуху или насылать на поля тучи с градом.
Особо опасной считалась ворожба на гороховом стручке с девятью горошинами – средство, перед которым никто не мог устоять. Ведьме, для проказ необходимы: нож, шалфей, рута, высушенная шкура. А также кровь и когти черной кошки, убитой на перекрестке. Бывало, что ведьмы пили кровь кукушек, чтобы видеть будущее. Существовало даже своеобразное пособие – «Гадание по отклику зозули» («зозуля» – укр. кукушка).
Вот как кается душа ведьмы после смерти (записана этнографом А. Валовым в Пошехонье, Ярославской губернии):
«От коровушек молочко отдаивала,
Промеж межи полоску прожиновала,
От хлебушка спорынью отымывала».
Похожею исповедь можно найти в книге Ф. Селивановой «Стихи духовные» (М., 1991):
«Смалешеньку дитя своего проклинывала,
В утробы младенцы запорчивала,
Мужа с женой я поразваживала,
Свадьбы зверьями оборачивала».
Среди крестьян упорно ходят слухи об «испорченных» свадьбах. Жених с невестой, их родственники и приглашенные гости начинают выть, гавкать и мяукать. Часто ведьмы сознательно привлекают духов одержимости, которые становятся их слугами.
Иногда ведьма превращается в хорька, чтобы ночами душить в соседских хлевах птиц. Но чаще всего в сорок, собак, желтых кошек и свиней. Одну такую свинью на Брянщине били чем ни попало, но кочерги и ухваты отскакивали от нее, как мячик, пока не запели петухи.
Крестьяне пытаются поймать оборотня на месте преступления и изуродовать, отрезавши ему ухо, нос, или сломавши конечность. После того в деревне обыкновенно не замедлит обнаружиться баба с подвязанной щекой, или прихрамывающая на ту или иную ногу.
Особенно опасны ведьмы в большие ежегодные праздники. У восточных славян временами их активности считалась ночь на Ивана Купала. По преданию, в это время ведьмы должны искупаться в воде, чтобы набраться сил. Основная цель сложного комплекса купальских обрядов состояла в том, чтобы найти и уничтожить нечистую силу (ведьму или колдуна), угрожающую благополучию общины. Ведьмы также несли угрозу в праздники Благовещения, Пасхи, Троицы, Рождества, а у западных славян – в дни Святых Яна, Люции, Петра и Павла, Зеленых святок, а также в Вальпургиеву ночь (накануне первого мая). Название произошло от совпадения с празднованием 1-го мая памяти св. Вальпургии – покровительницы морских путешествий, сестры св. Видибальда, канонизованной в 778 г. Считается, что именно в эту ночь духи и демоны ближе всего к человеку, нужно только грамотно воспользоваться этим. А седьмого июля ведьмы любят посещать кладбища.
Немецкие ведьмы и колдуны собирались в Вальпургиеву ночь на г. Брокен, французские – на холме Бютт-Шомон, британские – на руинах Стоунхенджа, славянские – на Лысой горе под Киевом. В древней Руси ведовские процессы возникли уже в XI в., вскоре после утверждения христианства. В древнейшем юридическом памятнике – «Уставе князя Владимира о церковных судах» ведовство, чародейство и волхвование отнесено к числу дел, которые разбирала и судила православная церковь. В памятнике XII в. «Слово о злых дусех», составленном митрополитом Кириллом, также говорится о необходимости наказания ведьм и колдунов церковным судом. Летопись отмечает, что в 1024 г. в суздальской земле были схвачены волхвы и «лихие бабы» и преданы смерти через сожжение. Их обвинили в том, что они виновники постигшего суздальскую землю неурожая. В 1071 г. в Новгороде казнили волхвов за публичное порицание христианской веры. Так же поступили и ростовцы в 1091 г. В Новгороде после допросов и пыток сожгли в 1227 г. четырех «волшебников». С XV века преследование волхвов и колдуний только усилилось. В 1411 году в Пскове во время моровой язвы сожгли живыми «12 вещих женок», потом массовое сожжение людей произошло в Новгороде. В грамоте царя Михаила Федоровича (1613-1645) упоминается баба-ведунья, которая наговаривала на хмель с целью навести на Русь «моровое поветрие». В XVII в. в связи с расколом внимание было переключено на еретиков. Протопоп Аввакум писал: «В Боровске Полиекта священника и с ним 14 человек сожгли. В Нижнем человека сожгли. В Казани 30 человек. В Киеве стрельца Илариона сожгли».
Из предания о казни колдуньи: «...Взявши они старуху, вывезли в поле, там вырыли глубокую яму, наклавши в оную дров, зажгли огнем; на оной бросили старуху, которая превратилась в гады: из нея поползли жабы, черепахи, змеи, лягушки, мыши и тому подобныя гадины в немалом количестве, которых народ сделанными из березовых ветвей метлами срывали в яму». В 1666 г. запорожский гетман И. Брюховецкий велел сжечь шесть ведьм, якобы напустивших чахотку на него и его супругу. Когда по приговору сельской общины жгли избу ведьмы, оттуда слышался лай, крики и непонятные голоса. В Украине ведьмам чаще всего отсекали голову, заменяя жестокую смерть от огня на более «гуманную» – от меча или топора.
В 1833 г. в с. Полорожное Чигиринского уезда долго не было дождя, и старейшины решили, что воду «держат» ведьмы. Поскольку ведьм в лицо не знали, – топили всех: от трехлетних девочек до древних старух.
Особо опасными считались группы ведьм, объединенных общей целью. В 1753 г. в с. Щуровчики (Кременецкий уезд) за детоубийство была задержана некая Евка Станориха. Под пытками она показала, что в соседнем с. Дунькивци живут четыре ведьмы. Они никогда не действуют по одиночке, а только сообща. В 1730 г. Николай Яривонович с Олики (Киверцивский р-н Волинской обл.) жаловался, что в соседнем доме постоянно собираются ведьмы. Однажды он даже видел, как они голышом разгуливали по саду.
Считалось, что с ведьмами постоянно боролись ведьмаки. Эти колдуны также сражались с мертвецами на кладбищах, не позволяя им покидать могилы. Ведьме иногда удается оседлать человека и он, увлекаемый чарами, возит ее на своем горбу до упаду. О подобных проделках бесовщины на Руси знали давно. Так в одном селе жила бабка Наташка Мещерякова, умеющая в оборотня перекидываться. Идет человек поздно вечером через село, а за ним собака гонится. Прыгает прохожему на спину, передними лапами шею обхватывают, а задними по земле волочит (из архива этнографа В. Харитоновой).
В середине прошлого века в Киевской обл. в одном из сел в р-не Дымера неизвестное существо террорезировало местных жителей. Бывало идет человек поздно вечером, как вдруг нечто возьми – и прыгни ему на спину. Крестьянин с перепугу носился по всему селу, пока «нечистый» не спрыгивал. Но вот попался смельчак – здоровый детина, да как сгребет с плеч «лукавого» и грохнет оземь. К утру увидали, что это мальчонка был – любил кататься на испуганных односельчанах. Говорят, что после удара о землю маленький шутник так и не оправился.
Ведьма обычно умирает очень тяжело, испытывая страдания всех своих жертв, которым нанесла вред. Часто не может умереть вообще, пока не передаст кому-то свои знания. Отяжелевшая от грехов душа ведьмы не может пробиться сквозь крышу – в таких случаях ее разбирают или прорубают. В конце августа 2006 г. по украинскому телевидению (канал ICTV) был показан сюжет об убийстве колдуна. В одном из украинских сел отчаявшаеся родня наняла убийц, чтобы рассправиться со своим стариком-колдуном. Не смотря на сильные травмы головы и продолжительное удушение, ведьмак все не умирал. Наемные убийцы (молодые супруги) забыли последовать совету родственников жертвы – пробить отверстие в целлофане, одетом на голову колдуна.
Свидетельство Елены М.: «Весной 2006 года в киевский институт имени Шалимова привезли необычную бабку. Не смотря на то, что ее пульс и сердцебиение уже не отмечались, старуха переодически с хрипом продолжала хватать воздух. Так продолжалось больше недели, пока кровать с умирающей не решили поставить у открытого окна, а дверь в палату закрыть. Через полчаса «ведьмы» не стало».
Экспедицией РГГУ в Каргополье (Архангельская обл., Россия) был зафиксирован обычай, когда к животу умирающего подносили деревяное веретено. Больной исповедовался в своих тяжких грехах, после чего веретено ломали. Тут же душа грешника покидала тело.
Сербские крестьяне утверждали, что колдунья перед смертью не может говорить – только лает, блеет, мекает, как животное. Видимо, подчиненные ей ранее духи одержимости, выходят из под контроля и поражают свою хозяйку. Облегчить участь колдуньи может окуривание дымом кипарисового дерева. Колдунов бьют настолько сильные судороги, что они не умирают на лавке или на полатях, а непременно около порога или под печкой. Умирающих чародеев, по поверьям, окружает целый сонм чертей. Иногда из дома умирающей ведьмы разбегаются подчиненные ей бесы, приняв облик кошек или зайцев.
НЛО и всякую нечисть всегда привлекала энергетика кладбищ. Привлекают массовые захоронения, возможно, и ведьм. В 1747 г. у с. Лиснивцы (Волынская обл.) двое детей мельника Ивана Бутелюрица заметили, как Марушка Петрикова и Иваниха Мельничка зачем-то лежат на кладбище. Дети прибежали к отцу и рассказали ему об увиденном. Вскоре разгневанные односельчане схватили «ведьм» и повели их в управу. Спустя несколько дней у одного из сыновей Бутелюрица отнялись ноги и руки. Ни Иван, ни его дети не были причастны к аресту женщин, но Петрикову и Мельничку обвинили в колдовстве, так как они видели детей на кладбище и могли предположить, что именно они позвали людей.
Большую опасность несут захоронения ведьм и колдунов. Говорят, что ведьмы после смерти покидают могилы, чтобы мстить своим врагам. Так, над могилой одной колдуньи наблюдался зеленый мерцающий туман, обволакивающий танцующую женскую фигуру, состоявшую из этого же тумана, только более сконденсированного. Археолог Ю. Шилов однажды столкнулся с подобным явлением. При срезании верхнего слоя одного из курганов обнаружилось старое христианское кладбище XVII – начала XIX вв. Затем бульдозерист Б. Опрышко разрыл еще одну могилу за пределами старого кладбища. Это было захоронение старой женщины, возле головы которой стоял горшок с углями. Ночью Бориса разбудил стук в окно и женский голос, позвавший его по имени. Испуг сменился страным недомоганием. Следующую неделю бульдозерист работал в соседнем карьере. Неожиданно его руку, управлявшую рычагом, неведомая сила рванула в сторону. Бульдозер резко развернулся и полетел вниз с уступа. С незначительными ушибами Борис попал в больницу, и казалось, что все закончилось благополучно. Но спустя несколько дней Б. Опрышко неожиданно скончался от внезапной остановки сердца. По словам Ю. Шилова, вскоре на раскопках погиб мальчишка из ближайшего села.
По поверьям сибирских народов огромной силой обладают могилы шаманов. Они защищают своих сородичей и не подпускают к себе огонь лесных пожаров. Осквернение подобных захоронений также очень опасно. Однажды один подвыпивший «смельчак» пришел к могиле шамана, умершего в первой половине XIX в. и начал сквернословить в его адрес. После этого весьма «мужественного» поступка мужчина сошел с ума. В одном улусе вода смыла часть холма и обнажила останки человека в дохе (шубе). Один человек, который хотел с близкого расстояния увидеть останки шамана, через день утонул.
В одном селе, когда хоронили злого колдуна, крестьяне не заметили, как его дочь, слепо повинуясь воле умершего, положила в могилу пучок свежесжатой ржи. Сейчас же после этого грянул гром, нашла грозовая туча с градом, и побила полевые посевы. С тех пор каждый год в день похорон этого колдуна ненастье уничтожало урожай. Отчаевшиеся крестьяне решили всем селом разрыть могилу и вынуть гнилой пучок. Когда рожь сожгли – ненастья прекратились.
Вот байка, рассказанная киевским магом Раокриомом (И. Мехедой). Много десятилетий назад в одной из деревень Киевской обл. умерла ведьма. В ее доме на краю селения прогнила крыша и начали обрушиваться кирпичи. Группа детей любила собираться в подвале ведьминого дома и играть в карты. Проигравших запирали в темный подвал сроком на 2 часа. Однажды один из проигравших начал страшно кричать. Открыли дверь и обнаружили, что мальчик стоял возле стены мертвый с остекленелыми глазами. Его руки оказались вмурованными в стену. Создалось такое впечатление, что стена размягчилась, руки в нее проникли, а затем стена опять затвердела.
В старину успехи в военных кампаниях и на государственной службе часто связывали с колдовством. Блестящая карьера киевского воеводы А. Киселя породила в городе слухи, что мать его была ведьмой. Но главным героем всевозможных слухов являлся Богдан Хмельницкий. Польские авторы тех времен писали, что украинский полководец держит в своем войске ведьму Марусю, с которой он советуется перед каждой битвой. Именно она предсказала гетьману поражение во время осады Замостя (
Отредактировано Нина (2011-07-23 01:28:12)